Более 150 лет назад местность, где стоит сейчас Красный Яр, представляла собой глухую, непроходимую тайгу без единого жителя.
В 70-х годах ХІХ века на берегу Оби, вверх от устья Чёрной речки появилось четыре избушки. Жители занимались промыслом на зверя, а также сбором ягод, ореха, рыбной ловлей.
Само название «Красный Яр» понятно. В Сибири обрывы и осыпи на берегу реки называются яром. Названия «желтый, белый, черный» яр больше зависят от цвета обнаженных пород.
Вверх от Чёрной речки породы у яра в то время выделялись краснотой. В настоящее время значительная часть яра смыта и теперь нет того места, где строились первые переселенцы.
Дальнейший рост поселка Красный Яр связан с появлением первых пароходов на реке Обь. В 1905-1909 годах пароходы ходили по старому и новому руслу, а с 1909 – только по-новому. Посёлок оказался на берегу старого русла Оби – Старицы.
Пароходы купцов Колмакова и Морозова нуждались в постоянном снабжении дровами, поэтому купцы подбирали подрядчиков по заготовке дров. Подрядчики, в свою очередь, организовывали заготовку дров и устройство жилья для себя и наемных рабочих.
Где-то на рубеже 19-20 веков (по данным архива – в 1910) появились дома подрядчиков – четырех братьев Лоскутовых, подрядчика Ескина Егора Васильевича и работавших у них по найму ссыльных эстонцев – братьев Просман, Каубе, русского Пономарева, украинца Данеко, русских Пыжьянова, позднее Сташкова и Чижова. Так как купцы приобретали для вырубки определенные участки леса, то для контроля за вырубками Томское губернское лесничество направило лесообъезчиком на участок в Красном Яре Нечаева Кузьму Васильевича, который со своей женой Нечаевой Акулиной Астафьевной приехал в Томск в поисках работы из Тобольской губернии, Ишимского района. Так в Красном Яре появился дом лесообъезчика.
Первое поселение растянулось по берегу реки, вверх от Чёрной речки. Красный Яр стал пристанью, где пароходы запасались топливом для дальнейшей дороги. Хозяевами в поселке были подрядчики, они давали работу и контролировали её выполнение, они решали вопросы снабжения и связи с волостным управлением.
В Красном Яре господствующее положение занимали подрядчики братья Лоскутовы и Ескин. У подрядчиков Лоскутовых работали ссыльные эстонцы, кроме них был работник на дому и нянька. Крестьяне Мысовой (соседняя деревня) нанимались в работники на рыбный промысел к купцау Молодцову, который в 3-х километрах от Красного Яра имел стрежевой невод и пекарню. Все лето неводом вылавливалась обская рыба и завозилась в закрытую протоку, которая сейчас называется Молодцовской. Чуть ниже деревни Мысовой шел вылов рыбы неводом Никольского купца Сысоева, по приказу которого выловленную рыбу запускали в озеро, которое теперь носит название «Сад». Когда появлялся прочный лед, рыбу в «Молодцовке» и озере «Сад» вылавливали и отправляли обозами в Томск. Вся жизнь работников зависела от воли подрядчиков и купцов. Независимым был только лесообъезчик Нечаев, у которого было 6 детей. Его независимое положение объясняется просто – он был государственным служащим.
Побочными занятиями жителей были огородничество и сбор ягод. На своих огородах люди выращивали картофель, капусту, лук, морковь. Осенью собирали бруснику и клюкву, а в урожайные годы собирали кедровые шишки.
У подрядчиков и лесообъезчика были свои коровы и лошади, на которых они возили дрова. Зимой жизнь текла очень однообразно. Изо дня в день шла заготовка дров, уход за скотом, поездка за сеном на карнауховские луга, где траву приходилось покупать на корню.
Проблеском в этой однообразной жизни были религиозные праздники – рождество, пасха и другие, когда можно было уехать на ночной молебен в Никольскую церковь, а там и погулять вдоволь. После возвращения из Никольска предстоял сытный обед после длительного поста.
Связь с миром осуществлялась через конную почту, которая проходила по зимнику Никольск – Карнаухово – Игловск и так далее. Летний царский тракт находился далеко за рекой и проходил через Александровскую волость.
Зимняя почта шла от станка к станку(остановка) и относительно быстро, потому что везли её пара лошадей, запряжённых гусем, почта держалась на ямщине. Так что в зимний период вести из большого мира приходили редко.
Грамотным в Красном Яре был один человек – лесообъезчик Нечаев Кузьма Васильевич. Кое-кто из жителей Красного Яра делал попытки обучить своих детей грамоте, хотя школы поблизости не было. До первой мировой войны этим занимался разжалованный поп-растрига Виноградов, живший в деревне Мысовая. Его целью было не просвещение народа, а необходимость в заработке куска хлеба. Из красноярских ребятишек у него обучился (за полтора рубля в месяц) третий сын лесообъезчика- Нечаев Троша, 1900 года рождения. Он проучился 2 зимы, а на третью зиму учеба прекратилась, так как поп куда-то уехал. Внук Ескина – Федя учился грамоте у бакенщика.
Своеобразным было подчинение жителей Красного Яра властям. Красноярцы были включены в Карнауховскую сельскую общину и подчинялись карнауховскому сельскому старосте. Представители государственной власти – волостной писарь находился в селе Никольске.
Поселок рос медленно, приезжих было мало, в основном ссыльные.
Начало первой мировой войны было ознаменовано молебном в Никольской церкви и несколько человек было взято в армию – воевать за веру, царя и Отечество. Февральская революция 1917 года существенных изменений в жизнь поселка не внесла. Осенью 1917 года пришло сообщение о победе пролетарской революции, но для жителей Красного Яра это событие так и осталось только сообщением.
Только 19 ноября 1917 года на Оби стала устанавливаться советская власть.
В первые годы советской власти в Красном Яре сложилось трудное положение с продовольствием, поэтому жители начали занималться посевом зерновых культур. В 1920 году началось раскорчевывание и распахивание гари в районе р. Чингара, где сеяли в основном рожь.
В период НЭПа стали разводить крупный рогатый скот, покосы покупали в Карнаухово.
Начиная с 1924-1925 годов в Красном Яре были организованы лесозаготовки Самуським лесничеством. Заготовку вели в ближних массивах вручную, вывозили на лошадях. Лес отгружали в баржи, вручную в трюмы, применяя для спуска бревен веревки.
В 1931 году был образован Красноярский лесозаготовительный участок – от Молчановского ЛПХ.
В том же году начал расширяться поселок. Первую крупную партию людей направил Молчановский ЛПХ. С р.Чулым были привезены спецпереселенцы, которые начали застраивать нынешнюю улицу Чкалова (ранее ул. Лесная). Вторую партию из спецпереселенцев Молчановский ЛПХ привез в 1933 году из. Берегаево, расположенного на Чулыме
Лесозаготовки на Красноярском лесопункте значительно расширились как за счет кадровых рабочих, так и за счет сезонников, которых называли колхозниками. Существовала такая практика: до каждого колхоза доводился план по заготовке и вывозке леса. После окончания с/х работ, в начале зимы бригады колхозников выезжали в Красный Яр, брали с собой необходимый инвентарь, сено. Бригады прибывали из всех колхозов района, размещали их во вновь строящихся бараках. Лес вывозили из отдаленных массивов, построили ледяную дорогу, а на трассе ледяной дороги строили жилье.
Так для обслуживания сезонников воль ледяной дороги возникли маленькие поселки, получившие названия – «Пятнадцатый», «Север», «Двадцать пятый», «Верхний».
В 1936 году Красноярский лесоучасток был передан в подчинение Томского треста. Трест выделил лесопункту газогенераторные автомашины, которые работали на чурке и воде. Поступили и тракторы марки «ЧТЗ». Вывозка леса по основной трассе стала механизированной. Ледяную дорогу постепенно стали заменять лежневкой.
В связи с увеличением лесозаготовок в 1937 году были организованы сплавучасток, лесхоз и ОРС.
В 1938 году Красноярский лесопункт был переименован в Красноярский мехпункт. Объем лесозаготовок вырос до 85- 90 тысяч кубометров. Лес отгружался на Томский и Новосибирский лесоперевалочные комбинаты. С конца 30-х годов до 31.07.1939 года мехпункт возглавлял Облицов Федот Григорьевич, после него директором стал Хабаров.
В 1939 году построены мехмастерская, автогараж, появились новые улицы: Советская, Пушкина, Гаражная и другие.
Тайга от поселка отступила. Лес сначала заготовляли на пятом, на девятом, а потом на тринадцатом и девятнадцатом километрах. Перед войной от девятнадцатого километра проложили две лежнёвых дороги, одна из них пошла на север, а другая – на юг; на их конечных пунктах выросли ещё два рабочих посёлка со своими клубами, магазинами, столовыми, школами, электростанциями. Эти поселки так и назывались: Юг и Север.
В период войны большинство мужчин и юношей ушли на фронт. На предприятии была введена строгая дисциплина военного времени, увеличен рабочий день, увеличен план лесозаготовок, несмотря на сокращение рабочей силы. А продовольственное снабжение сократилось, и красноярцы в глубоком тылу вносили свой вклад в победу над врагом под руководством директоров мехпункта: Хабарова, Чекулина, Курсугашева. Застрельщиками в труде, в соревновании за перевыполнение плана были коммунисты и комсомольцы. Вся работа мехпункта в течении второго полугодия 1941 года была подчинена основной задачей: обеспечить армию оружием, ствольной накладной, пулеметами и поставить их на лыку. С этой задачей красноярцы справились, несмотря на все трудности. Кроме заготовки и вывозки деловой и дровяной древесины сибиряки занимались изготовлением скипидара, который применяли как лекарственный препарат, необходимый на фронте. «Лес нужен фронту!» – такой призыв встречается во многих газетах военных лет. Только вот добывать его в те тяжелые годы приходилось совсем молодым ребятам, девушкам. Мальчишки военной поры взрослели быстро, но так же быстро подходил их призывной возраст.
Пилы и топоры переходили в женские, уже огрубевшие от тяжелой работы руки. Многие женщины были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Это сибиряки, мужественные и упорные, сдержанные и веселые, суровые и честные, гордые и великодушные, выполняли ответственные задания партии и правительства. Наиболее сложные – военные. Это самые высококачественные «авиационная» сосна, берёза – на ружейные приклады, на лыжные болванки.
Красноярский мехпункт отправлял древесину на восстановление освобожденных районов.
На строительство железных дорог шло изготовление деревянных шпал. А в 1945 году в лесопильный завод был заменен шпалозаводным.
В 1946 году в леспромхозе появилась первая электропила.
В декабре 1948 году начал строиться посёлок Центральный, где был образован новый Ергайский леспромхоз, который был создан на базе узкоколейной железной дороги, построенной в 1947 – 48 годах.
Появились базовые посёлки: Лесной и База для лесозаготовителей и рабочих, занятых на строительстве и содержании железной дороги.
В Красноярском леспромхозе вывозка леса велась по лежневой автомобильной и железной дороге. Стала расширяться деревообработка, механизироваться погрузка леса на баржу. В 1956 году появилась первая бензопила «Дружба», а в 1957 году появился первый портальный кран.
Значительным событием явилось слияние в 1959 году Красноярского и Ергайского леспромхозов, химлесхоза, сплавного участка и лесхоза. Из всех этих предприятий был образован Ергайский леспромхоз.
Леспромхоз многоструктурное предприятие, которое имело два лесозаготовительных лесопункта: Красноярский и Ергайский. Ергайский лесопункт вел заготовку древесины и грузил на железнодорожный подвижной состав. Расстояние вывозки достигло 75 км. Красноярский лесозаготовительный пункт занимался заготовкой древесины, погрузкой на автомобильный транспорт, вывозкой леса, а также строительством и содержанием дорог. Расстояние вывозки достигло 55 – 60 км.
Сплавной участок занимался разделкой древесины на двух нижних складах: Ергайский и Красноярский. Также на этом предприятии складировали готовые сортименты в летнее время, отгружали готовую продукцию потребителям. Основными сортиментами являлись: руддолготье для шахт Кузбасса, спичосина для производства спичек на Томской спичечной фабрике, карандашный кедр для производства карандашей на Томской карандашной фабрике. Остальная часть древесины отгружались на лесоперевалочные комбинаты для дальнейшей транспортировки по железной дороги в другие регионы страны.
Цех деревообработки выпускал тару (дощечка в комплекте для ящиков) для заводов резиновой обуви, кондитерской фабрики, а также для Средней Азии под фрукты и овощи. Шпалы и брус для строительства железных дорог в объёме 250000 штук, пиломатериал в объёме от 7 до8 тыс. м3 для предприятий республик Средней Азии, Украины, Грузии. Столярный цех выпускал стройдетали для нужд собственного строительства.
В тайге заработали новые передвижные электростанции ПЭС 12-200. Энергия была нестабильная, слабой мощности, что требовало поочередной работы цехов, а жители не имели возможности регулярно пользоваться электроприборами. Тогда стал вопрос о подключении леспромхоза к центральному энергообеспечению, которым мы пользуемся в настоящее время.
Жилищно-коммунальное хозяйство создавало условия для проживания работников леспромхоза, работников образования, здравоохранения, культуры, ОРСа и других организаций. На содержании и обслуживании ЖКХ находился весь жилищный фонд, бани, водоснабжение, обеспечение топливом всех жилых объектов. В связи с вводом нового нижнего слада были ликвидированы Ергайский и Красноярский нижние склады, и весь поток леса должен был пойти через поселок Красный Яр, что было очень неудобно для жителей. Поэтому была построена объездная лесовозная автодорога, которая миновала посёлок. По причине истощения лесосырьевой базы для работы в летний период была создана вахта в Красноярском крае. С 1973 по 1983 года работали вахтовым методом.
Таким образом, мощная лесосырьевая база являлась основополагающим компонентом процветания Ергайского леспромхоза. К концу 90-х годов была выработана лесосырьевая база по узкоколейной железной дороге.
Заготовка древесины стала очень трудоёмкой и затратной, и было принято решение о ликвидации УЖД и Ергайского ЛЗП. Следом был переселен посёлок Лесной. Резко снижен объем производства до 135 тысяч м3. С такой структурой леспромхоз был преобразован в акционерное общество открытого типа «Ергайлес». Наступила перестройка, потребность в лесопродукции резко упала, и предприятие практически перестало существовать.
В 1995 году было создано дочернее предприятие «Ергайлес – 1». Затем – «Ергайлес – 2». А к 2000 году совсем перестало функционировать. На момент закрытия предприятия в списках было около тысячи рабочих, которые в дальнейшем попали под сокращение. Трудовая жизнь в селе угасла до тех пор, пока 10 октября 2004 года не было открыто лесозаготовительное предприятие «СибЛесТрейд». Объемы промышленных заготовок растут из года в год. Одно только предприятие Савицкого «СибЛесТрейд» увеличило объем лесозаготовок с 10 тысяч кубометров в 2004 году до 16 в 2005 и 20 тысяч кубометров в 2006 году по плану. Вся продукция перерабатывается на месте и в настоящее время на предприятии работает 120 человек. Есть ещё предприниматели, желающие заниматься лесозаготовкой и переработкой древесины. Но основная проблема в вывозке продукции. В прошлом году 20 мая была закрыта переправа через р. Обь, а летняя дорога была открыта 22 июня, отсюда – задержка поставки товаров по договорам.
Решающую роль в жизни Красного Яра играет дорога. Вопросы строительства дороги не раз поднимались депутатами на собраниях, но решить их до сих пор не удалось. Очень хотелось бы, чтобы строительство проезжей круглосуточной дороги Красный Яр – Петропаловка – Томск было завершено. Тогда наше население будет обеспечено постоянным сообщением с «большой землёй». На сегодняшний день дорога является первостепенным источником жизни села и расцвета лесной промышленности.
Первая школа в поселке появилась в 1928 году. Помещалась она на втором этаже частного дома по улице Комсомольской (бывшая Сплавная), за Черной речкой. Первыми учителями были Ильин Андрей Михайлович и Колесникова Агния Афанасьевна. Весной 1935 года был сделан первый выпуск 16-и учащихся 4-го класса. В 1937 году для школы были выстроены 2 новых здания. Леспромхоз построил корпус №1, а сплавучасток – корпус №2. В этом же году начальную школу переименовали в семилетнюю. В школе тогда работало всего пять учетелей.