Осуществлении правосудия на территории Российской Федерации заключается в выполнении судами двойной функции: вынесение правильного и справедливого решения путем установления сущностной истины и осуществление судопроизводства посредством надлежащего руководства процессом для обеспечения эффективного метода для его ускорения без ущерба качеству.
Верховный суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.12.2020 № 42 “О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства” определил упрощенное (письменное) производство как специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора.
Возможность рассмотрения судами административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства предусмотрена главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Исковое заявление (административное исковое заявление, заявление), согласно положений КАС РФ, и прилагаемые к нему документы по делам, которые должны или могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства, подаются в суд по общим правилам подсудности.
При принятии искового заявления к производству суд решает, относится ли дело к категории дел, которые должны быть рассмотрены в таком порядке.
При положительном ответе на этот вопрос суд указывает на это в определении о принятии искового заявления и устанавливает сроки представления участвующими в деле лицами в суд и друг другу доказательств и документов.
Сроки для совершения данных действий могут быть определены судом посредством указания точной календарной даты либо периода, исчисляемого со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
В административном судопроизводстве при решении вопроса о возможности рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства судом учитываются особенности разрешения конкретной категории административных дел, а также сроки их рассмотрения.
Отличительной особенностью упрощенного производства по делам является отсутствие необходимости проведения устного разбирательства, и, как следствие этого, не осуществляется аудиопротоколирование, не составляется протокол в письменной форме, не применяются правила об отложении судебного разбирательства и объявлении судебного решения, не изготавливается отдельно резолютивная часть решения.
Суд исследует доказательства только в письменной форме.
Как правило, административные дела в порядке упрощенного судопроизводства судом рассматриваются единолично.
Статьей 291 КАС РФ предусмотрены следующие случаи рассмотрения дел в порядке упрощенного производства:
– всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
– административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
– указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.
Перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, не является исчерпывающим.
Так, суд вправе рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в случае:
– если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц (ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
– при преодолении решения суда о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части повторным принятием такого же акта (ч. 5 ст. 216 КАС РФ);
– установленном ч. 2 ст. 315 КАС РФ в связи с рассмотрением частной жалобы, представления прокурора.
Суд может перейти к рассмотрению дела в обычном порядке только в случае если от административного ответчика поступили возражения против осуществления упрощенного производства по его делу (ч. 5 ст. 292 КАС РФ).
Суд неправомочен по своей инициативе перейти к рассмотрению административного дела в обычном порядке.
КАС РФ предусматривает также и ситуации, когда нельзя рассмотреть дело в упрощенном (письменном) порядке, это те дела, которые предусмотрены гл. 24, 28 – 31.1 КАС РФ.
Так, в силу прямого указания ч. 6 ст. 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Следует отметить, что правила упрощенного производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.
«Практика рассмотрения судом административных дел в порядке упрощенного производства по КАС РФ с привлечением Управления в качестве ответчика отсутствует, в качестве третьего лица – незначительна» – рассказала Елена Золоткова – руководитель Управления Росреестра по Томской области.